Участникам государственных инициатив в области здравоохранения
Государственные программы в области информатизации здравоохранения создаются для организации посредничества всех представителей сектора медицинских услуг: лечебно-профилактических учреждений, медицинских специалистов, пациентов, субсидирующих и юридических организаций. Другими словами, инициативы в области электронного здравоохранения направлены на расширение взаимодействия всех участников обмена клиническими данными. Государственные власти устанавливают стандарты и правила, обязательные к применению группами медицинских специалистов в медицинских учреждениях. Они также делают попытки повысить качество клинической информации и сделать ее доступной к использованию на различных этапах оказания медицинской помощи: при принятии клинического решения, проведении анализа, повторного использования клинических данных и расчете оплаты медицинских услуг для льготных категорий граждан. Проводя такого рода политику, власти сталкиваются с вопросами о практической пользе электронного здравоохранения: помогут ли технологии уменьшить количество врачебных ошибок при назначении лекарственных препаратов или сократить количество дней, проведенных больным в стационаре благодаря правильно подобранному лечению.
Информационное взаимодействие в данном контексте не ограничивается лишь организацией свободного обмена данными, но подразумевает информационное сотрудничество представителей всего сектора медицинских услуг (например, выраженное в форме согласованного перевода на лечение к другому специалисту), отождествление того или иного действия с его исполнителем (пациент, поставщик медицинских услуг) и соблюдение прав на получение клинической информации и ее защиту. Повышение качества клинической информации, выражаемое в обеспечении ее повсеместной применимости, заключается в анализе семантики, составлении онтологий и терминологий.
Вышеуказанные цели достижимы только посредством стандартизации, т.е. принятия всеми участниками обмена клиническими данными стандартов, регламентирующих из взаимоотношения в рамках системы здравоохранения.
Значительной проблемой государственных инициатив электронной медицины является не определение объектов стандартизации, но дальнейшее управление существующими регламентами и измерение преимуществ электронного здравоохранения. Также, весьма проблематично определить механизмы взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами, будь то ЛПУ, медицинские специалисты, разработчики ПО клинического назначения или простые граждане. Для решения данной задачи были приложены значительные усилия, подкрепленные существенным финансовым обеспечением, однако нельзя говорить о достижении каких-либо конкретных результатов.
Как openEHR может помочь решить «сверхсложную задачу»?Важнейшим уроком, полученным в ходе работы над проектами электронного здравоохранения, стало понимание того, что «стандартизация» не приравнивается к «отбору и утверждению стандартов», разработанных официальными организациями по стандартизации. Причиной, почему такой подход оказался в корне неверным, является необходимость в существовании гибкого взаимосвязанного механизма стандартизации, способного отвечать на изменения в отрасли, в противовес жесткому регламенту или схемам взаимодействия.
В отличие от международных организаций, устанавливающих стандарты, деятельность openEHR, главным образом, направлена на выработку такого механизма стандартизации.
За последние 15 лет активной работы по данному направлению, мы пришли к следующим выводам:
Итак, основываясь на двух предыдущих утверждениях, можно прийти к следующему заключению: «Подвергая стандартизации клинические знания, необходим комплексный подход к определению их содержания».
Также, мы совершенно убеждены в следующем:
Подход, разработанный OpenEHR Foundation, также носит название «двухуровневого» или «многоуровневого» моделирования. В сущности, он базируется на:
Платформа openEHR существует для того, чтобы обеспечить общую базу для применения и интеграции официальных международных и отраслевых стандартов, в том числе SNOMED CT, МКБ, сервисов IHE, определений сообщений, документов и сервисов HL7, а также стандартов здравоохранения CEN TC251, ISO TC215, OMG HDTF и т.д. Помимо прочего, openEHR имеет еще одно дополнительное преимущество, т.к. представляет собой интегрированную структуру, а не набор разрозненных стандартов. Данная система поддерживает конструирование клинического контента с помощью архетипов, формальная система которых в настоящее время принята в качестве международных стандартов CEN (EN13606-2) и ISO (ISO 13606-2).
Ключевой особенностью openEHR является потенциальная возможность разработки новых стандартов, а не просто набора фиксированных схем или сообщений. Данная структура дает возможность каждому новому архетипу, шаблону и терминологическому подмножеству непосредственно взаимодействовать с информационной моделью, лежащей в его основе. Это означает, что клинические модели могут быть созданы «с заделом на будущее».
В некоторых странах мира платформа OpenEHR уже применяется на национальном уровне.
|